Дренажный бетон – смесь гравия, воды и цемента с низким количеством или абсолютным отсутствием мелкозернистых заполнителей, что придает ему высокую проницаемость. Этот материал может применяться при обустройстве парковок, пешеходных зон, а также в качестве дренирующего слоя в дорожном строительстве. Компания "Мапеи" разработала специальную добавку, которая улучшает прочность, химическую стойкость и дренажные свойства бетонной смеси для выполнения широкого спектра работ на объектах инфраструктуры.
У дренажного бетона множество преимуществ. Такой бетон визуально напоминает покрытие из "незакрепленного" заполнителя, но требует менее частого технического ухода, сохраняет ровность и чистоту поверхности и с течением времени не теряет свой финишный вид.
Эта технология гарантирует повышенную проницаемость и низкое поглощение/накопление тепла при воздействии солнечных лучей, а в зимний период исключает обледенение. Дренажный бетон способствует прониканию дождевой воды в грунт, а ремонт покрытия можно выполнить с применением материалов, использованных для его обустройства. Долговечность такого бетона связана с сохранением комплексной дренажной способности структуры пола/основания. Поэтому не рекомендуется использовать полировочные и снегоуборочные машины, а также подвергать такое покрытие воздействию интенсивных нагрузок.
Дренажный бетон рекомендуется для парковок с легкими нагрузками, тротуаров и пешеходных зон, тропинок в зеленых зонах, в качестве подложек для дорог. Поскольку материал содержит гидравлические вяжущие, он не переносит агрессивных веществ, в особенности антиобледенительных солей.
Природный вид прочного искусственного покрытия
Система дренажного бетона с добавкой "Мапеи" использовалась для восстановления покрытия внутренних двориков шести павильонов университетского городка в восточной части Реджо-Эмилии. Цель проекта – применение автохтонных заполнителей, то есть характерных для данной местности, которые придали бы покрытию естественный вид и в то же время способствовали впитыванию дождевой воды в грунт.
Выполнен комплекс работ для достижения следующих характеристик:
- толщина пирога: 30/40 см;
- проницаемость: 0,1-10 л/с/На;
- прочность: 18 Н/мм 2 ;
- отсутствие углеводородов и пластических/синтетических смол;
- свойство отсекать огонь;
- стойкость к термическим расширениям, даже без применения арматуры;
- приготовление и укладка холодным методом с применением автохтонных заполнителей;
- хорошие параметры долговечности, удобство технического обслуживания, минимальное воздействие на окружающую среду, эстетический вид.
Техническое решение составлено следующим образом:
- стабилизированное основание на основе извести толщиной 40 см (проектом предусмотрено 30 см);
- основание с высокой дренажной способностью и свойством аккумуляции воды, выполненное из гравия и/или щебня фракции 30/60, минимум 25% пустот, с толщиной приблизительно 30 см;
- выравнивание щебнем фракции 3/6 толщиной минимум 3 см;
- обустройство покрытия площадки из цементного предварительно дозиро ванного конгломерата с высокой дренажной способностью (дренажный бетон) толщиной 7 см.
Для быстрого отвода воды, поступающей из дренажного слоя, была предложена микросетка гребенчатого типа, состоящая из перфорированных полиэтиленовых труб диаметром 60/80 мм, которые направляют поступающую воду к периметральным лоткам.
Технический отдел компании "Мапеи" предложил выполнить покрытие из дренажного бетона. Если говорить конкретнее, речь идет о бетоне предварительного приготовления, который состоит из каменных моногранулированных заполнителей, связанных с цементом, а также характеризируется повышенной пористостью, способствующей дренажной способности обустроенного покрытия. Смесь позволяет применять разные пигменты для получения желаемого цвета.
Для данного объекта была разработана бетонная смесь, которая состояла из вяжущего типа CEM II/B-S 42,5 R, заполнителя фракции AG 6/12 мм, добавки MAPECRETE DRAIN L (для улучшения реологии свежей смеси и механической прочности дренажного бетона), добавки MAPETARD (для замедления гидратации цемента в зависимости от температуры).
Приготовленная смесь укладывалась на подготовленное основание с параметрами, которые требуются для традиционного напольного покрытия. Материал поставлялся в автобетономешалке, следовательно, была возможна только прямая выгрузка без применения наноса.
Укладка выполнена с помощью дорожного вибрационного станка, а уплотнение – обычным ручным катком, а затем бетон выдерживался с применением полиэтиленовых листов на поверхности.